Пояснительная записка
1.Цель изучения
- Изучение математики в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
- овладение устным и письменным математическим языком, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественно-научных дисциплин, для продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
- развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, развитие математического мышления и интуиции, творческих способностей на уровне, необходимом для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
- воспитание средствами математики культуры личности: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимание значимости математики для общественного прогресса.
- Краткая характеристика
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимый для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия дока- зательства.
-Указание, на основании которой разработана рабочая программа
Данная рабочая программа по геометрии в 11 А классе оставлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта общего образования,
- программы по геометрии ( автор Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др в сборнике «Программы общеобразовательных учреждений Геометрия 10 – 11 классы М.: Просвещение, 2011г. – 33с.)
- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год,
. Программа соответствует учебнику Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия, 10-11: учебник для общеобразовательных учреждений.
–М.: Просвещение, 2012г
-Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование
Изменений нет
-Общий объем часов на изучение дисциплины, предусмотренный учебным планом
Программа рассчитана на 68 час : 2 час в неделю в первом полугодии и 2 часа в неделю- во втором. Данная программа содержит основное содержание курса геометрии и направлено на реализацию учебных целей курса. Она позволяет получить базовые знания по геометрии, сформировать необходимые предметные и общие учебные умения и навыки.
3.Место предмета в учебном плане
На изучение предмета на базовом уровне согласно Федеральному базисному плану отводится 68 часов (2 часа в неделю): 2ч в первом полугодии, 2 ч во втором. На изучение предмета геометрия в 11 классе в школьном учебном плане отводится 2 часа в инвариантной части.
- Результаты освоения курса ( требования к уровню подготовки обучающихся)
В результате изучения геометрии на профильном уровне ученик должен
знать/понимать:
- значение математической науки для решения задач, возникающих в теории и практике;
- широту и в то же время ограниченность применения математических методов к анализу и исследованию процессов и явлений в природе и обществе;
- значение практики и вопросов, возникающих в самой математике для формирования и развития математической науки; историю развития понятия числа, создания математического анализа, возникновения и развития геометрии;
- универсальный характер законов логики математических рассуждений, их применимость во всех областях человеческой деятельности;
уметь:
- распознавать на чертежах и моделях пространственные формы; соотносить трехмерные объекты с их описаниями, изображениями; описывать взаимное расположение прямых и плоскостей в пространстве, аргументировать свои суждения об этом расположении;
- анализировать в простейших случаях взаимное расположение объектов пространстве;
- изображать основные многогранники и круглые тела; выполнять чертежи по условиям задач; строить простейшие сечения куба, призмы, пирамиды;
- решать планиметрические и простейшие стереометрические задачи на нахождение геометрических величин (длин, углов, площадей, объемов);
- использовать при решении стереометрических задач планиметрические факты и методы;
- проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: исследования (моделирования) несложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств фигур; вычисления объемов и площадей поверхностей пространственных тел при решении практических задач, используя при необходимости справочники и вычислительные устройства;
владеть компетенциями:
- учебно-познавательной, ценностно- ориентационной, рефлексивной, коммуникативной, информационной, социально-трудовой
5.Тематическое планирование
№ п/п
|
Наименование разделов и тем
|
Максимальная нагрузка учащегося, ч.
|
Из них
|
Теоретическое обучение, ч.
|
Лабораторные и практические занятия, ч.
|
Контрольная работа, ч.
|
Экскурсии, ч.
|
Самостоятельная работа, проверочная работа , тестовая работа ч., зачет
|
-
|
Векторы в пространстве
|
6
|
|
|
1
|
|
|
-
|
Метод координат в пространстве
|
15
|
|
|
1
|
|
1
|
-
|
Цилиндр, конус, шар
|
16
|
|
|
1
|
|
1
|
-
|
Объемы тел
|
17
|
|
|
1
|
|
1
|
-
|
Повторение. Решение задач.
|
14
|
|
|
|
|
1
|
|
Итого
|
68
|
|
|
4
|
|
4
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6.Содержание учебного предмета
1. Векторы в пространстве (6)
Понятие вектора в пространстве. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Компланарные векторы.
2. Метод координат в пространстве (15)
Координаты точки и координаты вектора. Скалярное произведение векторов. Уравнение плоскости. Движения. Преобразование подобия
3. Цилиндр, конус, шар (16)
Понятие цилиндра. Площадь поверхности цилиндра. Понятие конуса. Площадь поверхности конуса. Усеченный конус. Сфера и шар. Уравнение сферы. Взаимное расположение сферы и плоскости. Касательная плоскость к сфере. Площадь сферы.
4. Объемы тел(17)
Объем прямоугольного параллелепипеда. Объемы прямой призмы и цилиндра. Объемы наклонной призмы, пирамиды и конуса. Объем шара и площадь сферы. Объемы шарового сегмента, шарового слоя и шарового сектора.
5. Повторение. Решение задач.(14)
- Требования к уровню подготовки учащихся
Должны знать и уметь
- соотносить плоские геометрические фигуры и трехмерные объекты с их описаниями, чертежами, изображениями, различать взаимное расположение фигур;
- изображать геометрические фигуры и тела, выполнять чертеж по условию;
- решать геометрические задачи, опираясь на изучение свойства планиметрических и и стереометрических фигур и отношений между ними;
- проводить доказательные рассуждения при решении задач, доказать основные теоремы курса
- вычислять линейные элементы и углы в пространственных конфигурациях, объемы и площади поверхностей пространственных тел и их простейших комбинаций
- применять координатно- векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов;
- строить сечения многогранников и изображать сечения тел вращений.
- Календарно-тематическое планирование по геометрии (11 А класс)
№
урока
|
Наименование разделов и тем
|
Вид занятия
|
Коли-
чество
часов
|
Виды самостоятельной работы
|
Дата проведения
|
Планируемая
|
Фактическая
|
|
ГЛАВА IV. Векторы в пространстве
|
|
6
|
|
|
|
1
|
§1. Понятие вектора в пространстве. .
|
Комбинированный
|
1
|
ФО
|
|
|
2-3
|
§2. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число.
|
Лекция
|
2
|
|
|
|
Практика
|
ПР
|
|
|
4-5
|
§3. Компланарные векторы.
|
Лекция
|
2
|
|
|
|
Практика
|
ОСР
|
|
|
6
|
Контрольна работа № 1 « Векторы в пространстве»
|
К/р
|
1
|
КР
|
|
|
|
Глава V. Метод координат в пространстве. Движения.
|
|
15
|
|
|
|
7-10
|
§ 1. Координаты точки и координаты вектора
|
Лекция
|
6
|
|
|
|
Практика
|
ФО
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практика
|
ИРД
|
|
|
Практика
|
СР
|
|
|
11-15
|
§ 2. Скалярное произведение векторов.
|
Лекция
|
7
|
ФО
|
|
|
Практика
|
ИРД
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практика
|
ИРК
|
|
|
Практика
|
ПР
|
|
|
Практика
|
ИРД
|
|
|
16
|
Контрольная работа № 2 «Скалярное произведение векторов. Движения»
|
К/р
|
1
|
КР
|
|
|
17
|
Зачет № 1 «Метод координат в пространстве».
|
Зачет
|
1
|
Т
|
|
|
|
Глава VI. Цилиндр, конус и шар.
|
|
16
|
|
|
|
18-20
|
§ 1. Цилиндр.
|
Лекция
|
4
|
|
|
|
Практика
|
ДРЗ
|
|
|
|
|
|
|
Практика
|
ДРЗ
|
|
|
21-23
|
§ 2. Конус.
|
Лекция
|
4
|
ФО
|
|
|
|
|
|
|
Практика
|
ИРД
|
|
|
Практика
|
СР
|
|
|
24-28
|
§ 3. Сфера.
|
Лекция
|
6
|
|
|
|
Практика
|
ДРЗ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Практика
|
ИРД
|
|
|
Практика
|
ИРК
|
|
|
Практика
|
|
|
|
29
|
Контрольная работа № 3 «Цилиндр, конус и шар», п.53 – 62.
|
К/р
|
1
|
КР
|
|
|
30
|
Зачет № 2 «Цилиндр, конус и шар».
|
Зачет
|
1
|
Т
|
|
|
|
Глава VII. Объемы тел.
|
|
17
|
|
|
|
31-32
|
§ 1. Объем прямоугольного параллелепипеда.
|
Лекция
|
2
|
ФО
|
|
|
Практика
|
ИРД
|
|
|
33-35
|
§ 2. Объем прямой призмы и цилиндра.
|
Лекция
|
4
|
|
|
|
Практика
|
ИРК
|
|
|
|
|
|
|
Практика
|
ИРК
|
|
|
36-39
|
§ 3. Объем наклонной призмы, пирамиды и конуса.
|
Лекция
|
4
|
|
|
|
Практика
|
ДРЗ
|
|
|
Практика
|
ДРЗ
|
|
|
Практика
|
СР
|
|
|
40-43
|
§ 4. Объем шара и площадь сферы.
|
Лекция
|
5
|
ФО
|
|
|
Практика
|
СР
|
|
|
|
|
|
|
Практика
|
ИРД
|
|
|
Практика
|
ИРД
|
|
|
44
|
Контрольная работа № 4 «Цилиндр, конус и шар», п.71 – 73.
|
К/р
|
1
|
КР
|
|
|
45
|
Зачет № 3 «Объемы тел».
|
Зачет
|
1
|
Т
|
|
|
|
Итоговое повторение.
|
|
14
|
|
|
|
46
|
Аксиомы стереометрии и их следствия. Параллельность прямых, прямой и плоскости. Скрещивающиеся прямые. Параллельность плоскостей.
|
Комбинированный
|
2
|
ИРД
|
|
|
47
|
Перпендикулярность прямой и плоскости. Теорема о трех перпендикулярах. Угол между прямой и плоскостью.
|
Комбинированный
|
2
|
ДРЗ
|
|
|
48
|
Двугранный угол. Перпендикулярность плоскостей.
|
Комбинированный
|
3
|
ДРЗ
|
|
|
49
|
Многогранники: параллелепипед, призма, пирамида, площади их поверхностей.
|
Комбинированный
|
3
|
ТЗ
|
|
|
|