Среда, 01.05.2024, 14:42
Приветствую Вас Гость | RSS

Л.Устимкина -учитель математики, информатики

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Представление педагогического опыта Устимкиной Л.И.

Проблема «Развитие познавательных интересов учащихся, через дифференциацию в обучении»

- Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования – одна из актуальных, так как активность является необходимым условием в формировании умственных качеств личности. Ученик становиться субъектом обучения, идет активная познавательная деятельность учащихся при скрытом руководстве учителя; делается акцент на развитие мышления, воображения, осуществляется деятельностный подход в обучении, на уроке преобладает деловое сотрудничество, учение направлено на позитивное изменения в ребенке, на создание ситуации успеха.

- Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

    Социальный состав учащихся в большей мере определяет интеллектуальные, психические возможности, личностную направленность.

      Становление опыта является попытка решения проблемы обновления методов, средств и форм организации обучения, который тесно связан с разработкой и внедрением в учебный процесс и внеклассную работу новых педагогических технологий.

- Теоретическая база опыта.

Опыт основан на использовании теории развития познавательного интереса Г.И. Щукиной и технологии уровневой дифференциации. Познавательная активность является ценнейшим мотивом учебной деятельности школьников.

           Новизна – стимул появления любого, и особенно познавательного интереса, процесс становления познавательного интереса, углубление его, связан с неоднократным обращением к предмету интереса личности. Происходит озарение, приносящее личности новые радости познания, а с ними вместе и осознание своего развития.

          Важнейшими стимулами развития познавательной активности являются фактор значимости приобретенных знаний и умение самостоятельно осуществлять их активный поиск. Учитель при этом должен учитывать реальные возможности каждого ребенка, а это невозможно без опоры на личностно-ориентированные технологии обучения, одной из которых является технология уровневой дифференциации.

         Использование ее на уроках позволяет достичь более высоких результатов обучения, сформировать положительную мотивацию, снять психологический барьер перед сложностью усвоения и страхом  оценивания своей работы.

- Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Цель – обеспечение положительной динамики для развития познавательных способностей, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности учащихся, посредством дифференцированного подхода в обучении.

Задачи:

  • создание максимальной помощи ученику с учетом результатов анализа контрольных работ, работы на уроке;
  • становление познания ведущей деятельностью в развитии ребенка;
  • формирование индивидуального стиля познавательной деятельности учащихся в зависимости от уровня и качества развития познавательных способностей;
  • замечать любые способности учеников;
  • создавать условия для развития познавательных способностей посредством дифференциации, как на уроках, так и во внеклассной работе

На своих уроках наряду  с традиционными технологиями  я использую современные образовательные технологии:

  • обучение в сотрудничестве  (парная, групповая формы работы),
  • проблемно-поисковое обучение,
  • технология использования игровых методов,
  • информационно-коммуникационные технологии,
  • личностно-ориентированная технология,
  • здоровьесберегающие  технологии.

- Анализ результативности.

Работа по данной проблеме дает определенные позитивные результаты:

  • количественные показатели учебной деятельности учащихся и качественные изменения личности ученика;
  •  

Рисунок 1 Средний балл по годам Егэ по математике

результативное участие в школьных и муниципальных предметных олимпиадах,региональных, российских и международных конкурсах, что позволяет говорить о достаточной степени сформированности познавательной активности учащихся;

  •  

Рисунок 1.  ЕГЭ, математика 2013г

качество знаний (по итогам года) учащихся 5 А класса в 2012-13 уч. году составляло 48%, а  в 2014-15 году (I пол.) уже 6А -53%,  повысилась на 5 %.

     Главным критерием эффективности работы для меня является устойчивый интерес учащихся к моему предмету,  овладение математическим материалом.

Класс

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

5 А

48%

30%

22%

53%

29%

18%

59%

28%

13%

 

Для того чтобы "пробудить" ученика, зажечь в нем костер желания узнавать новое и докапываться до истины, вовлечь в познавательную деятельность - для этого есть только одно средство - интерес; интерес через необычные формы уроков и участия ребят в работе.

- Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Трудоемкость опыта заключается в комплексной, четкой организации учебного процесса, в соблюдении строгой логичной последовательности курса, когда учащийся на занятиях становится не объектом, воспринимающим готовые знания, а исследователем, человеком, ведущим активную поисковую деятельность, желающим научиться быстро и легко решать задачи, в том числе экзаменационные и конкурсные; происходит отказ от информационно-объяснительных методов обучения в пользу деятельностно - развивающих, они формируют широкий спектр личностных качеств ребенка, важными становятся не только усвоенные знания, а сами способы усвоения и переработки учебной информации, развитие познавательных способностей и творческого потенциала учащихся.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока.

 «Если десятилетний мальчик не любит учиться, причина, может быть, тому не он, а его воспитатель, заглушающий в нём любознательность дурными приемами преподавания или непригодным содержанием его», - писал Н.Г. Чернышевский.

Понятно, что интерес – ведущий мотив деятельности ребенка.

Интерес это выгода,

чтобы преодолеть инертность, равнодушие подростков к обучению, следует воздействовать на эмоционально-волевую сферу учащегося, пробудить пытливость, направить чувства, волю, мысли к глубокому освоению окружающей действительности через предмет. Воспитать стремление больше знать, формировать стремление к поиску, побуждать открывать в уже известном новые стороны.

Повышение интереса на уроках математики может достигаться следующим образом:

1) Обогащение содержания материалом по истории науки.

2) Решение задач повышенной трудности и нестандартных задач.

3) Подчеркивание силы и изящества методов вычислений, доказательств, преобразований и исследований.

4) Разнообразием уроков, нешаблонным их построением, включением в уроки элементов придающих каждому уроку своеобразный характер, использование ТСО, наглядных пособий, разнообразием устного счета.

5) Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке с использованием форм самостоятельной и творческой работы.

6) Используя различные формы обратной связи: систематическим проведением опроса, кратковременных устных и письменных контрольных работ, различных тестов, математических диктантов наряду с контрольными работами предусмотренными планом.

7) Разнообразие домашнего задания.

8) Установление внутренних и меж предметных связей, показом и разъяснением применения математики в жизни и в производстве.

Большую роль для формирования интереса к изучению математики играет личность учителя, причем наиболее важной чертой в этом является его увлечённость предметом и преподаванием, желание учителя поверить в возможности ученика, готовность придти ему на помощь.

2) У Маши 3 брата и 2 сестры. Сколько братьев и сестер у ее брата Миши?

3) Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку - Семен Петрович. Каково отчество Васиной мамы?

  1. Делится ли число 12345678910111213141516 на 2, на 3, на 4?
  2. С помощью одних четвёрок, знаков арифметических операций и скобок запишите числа от 0 до 10. Например, .
  3. С помощью трех 2 запишите наибольшее число. (Можно использовать различные арифметические операции: сложение, вычитание, умножение, деление, возведение в степень.)
  4. С помощью трех 5 запишите наибольшее число. (Можно использовать различные арифметические операции.)
  5. С помощью нетрадиционных уроков можно решить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся, физического эксперимента. Такие уроки можно проводить в классах с различным уклоном, будь то гуманитарный класс, либо физико-математический.
  6. Нетрадиционных форм проведения занятий по математике существует множество: это урок-КВН, урок-телемост, урок-сказка, урок-хоккей, урок-театр, урок-путешествие, урок-концерт, урок-исторический обзор, лабораторные работы, в том числе используя информационные технологии и так далее. Все уроки перечислить просто невозможно. И каждый из этих уроков носит в себе определенные цели и задачи

-Адресные рекомендации по использованию опыта

Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в публикациях, на муниципальных семинарах учителей математики, показано на открытых уроках ОУ. С публикациями о представленном педагогическом опыте Вы можете познакомиться на личных сайтах учителя: http://lustimkina.ucoz.ru

   http://nsportal.ru/lustimkina

Опыт работы можно рекомендовать учителям математики.

- Наглядное приложение: конспект открытого урока/занятия

Конспекты уроков, мероприятий, видео уроков можно увидеть на сайтах, пройдя по ссылкам:

http://www.videouroki.net/filecom.php?fileid=98657478

http://www.uchmag.ru/estore/e46103/.

http://gigabaza.ru/doc/24383.html

http://videouroki.net/view_catfile.php?cat=14&klass=6&subj_id=1         

http://ru.convdocs.org/docs/index-201924.html     

http://spec-info.ucoz.ru/prezent/osn_log.ppt.

http://www.authorstream.com/Presentation/sashavoit-1839783-osn-log/   

http://www.zavuch.info/uploads/methodlib/2010/12/22/rasn%20alg.doc.

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz